Главная » Статьи » Литература

Трагический гуманизм
Трагический гуманизм — гуманизм, не только обогащенный ужасом и состраданием к человеческому несчастью (чуждыми «высокому» Ренессансу), но осознавший в наиболее общей форме трагедию человека в собственническом обществе, безвыходное положение человека в мире, где «человек человеку волк». «Гамлет» и «Дон Кихот» в одинаковой мере трагедии невозможности достойного человеческого действия в волчьем мире частной собственности, где великий человек может быть только великим хищником. Шекспир, Сервантес и Рембрандт не только поднимаются неизмеримо выше всего, что может носить название барокко, они перед лицом той истории, которая, по слову Энгельса, начинается с победы социализма,— величайшее оправдание художественной деятельности вообще как высшей формы человеческого сознания, доступной темной классовой предыстории человечества < ... >

Помимо этих высших вершин «внебарочное» искусство первой половины XVII в. и в других отношениях идет дальше и выше Ренессанса, являя собой более глубокое знание человеческой природы и более высокую степень реализма. Реализм этих гениев частью вообще установил «потолок» искусства феодально-буржуазной эпохи, частью непосредственно подготовлял его второй «потолок» — век Гете и Бальзака. Искусство барокко на такое место претендовать не может. Но барокко выросло в тех же исторических условиях и корнями своими переплетается с искусством трагического гуманизма. Пути того и другого находятся в разных направлениях, но в начале этих путей следы не всегда определенно указывают, в какую сторону пойдут те или другие ноги. В Шекспире есть несомненные черты барокко, и наоборот, мы находим «шекспировские» черты не только у таких драматургов, как Уэбстер и Форд, но и у самого отца английского барокко Донна.

Отойдя в существе своем от гуманизма Ренессанса, барокко однако не отвергло «языческого» наследия Ренессанса, как <не> отвергла его и контрреформация. Все языческие реквизиты Ренессанса в полной мере сохранены культурой барокко — от цицероновской латыни и классических ордеров архитектуры до мифологической эротики. Только функция этих элементов изменилась— как функция цицероновской латыни у иезуитов иная, чем у флорентийских гуманистов XV в. Это сохранение формального наследства Ренессанса кладет очень резкую грань между барокко и одним из магистральных течений «эпохи барокко» — воинствующим протестантизмом, по отношению к которому, по крайней мере в Англии, барокко приходится выступать в не совсем свойственной ему роли защитника светской и художественной культуры Ренессанса.

Категория: Литература | Добавил: Seosasha (27.03.2013)
Просмотров: 5915 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0