ермин «барокко», как обозначающий
«стиль эпохи», идущей на смену Ренессанса, впервые
был введен немецким буржуазным искусствоведением
XX в. и немецким же литературоведением распространен
на историю литературы. Немецкие работы о барокко
представляют характерную для буржуазной науки
эпохи империализма смесь богатого фактического материала,
ценных частных обобщений (преимущественно
формального характера) и ничем не ограниченной идеалистической
разнузданности метода. Никакого исторического
обоснования выделения барокко в особую
художественно-историческую эпоху — кроме рассуждений
о «духе эпохи» или о смене «гармонических» и «дисгармонических
» стилей как основном законе истории
искусства — найти у этих авторов нельзя.
Обобщенное понятие барокко возникло из подведения
под одну скобку двух рядов явлений, до тех пор не
связывавшихся или связывавшихся только в частном и
узком масштабе. Это, с одной стороны, совокупность
художественных течений, осужденных поздней классицистической
критикой за «безвкусицу», «вычурность»
и «неестественность», забытых в эпоху господства
классических канонов и в той или иной мере «воскрешенных
» в новейшее время. Сюда относится барокко
в наиболее традиционном применении термина, т. е. архитектурный
стиль, пришедший на смену Ренессанса
в Италии и пышно расцветший в Испании и католической
Германии (Австрии и Баварии). |