Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 11 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Как писатель Свифт был прежде всего политический
памфлетист. Поэтому для понимания его
произведений необходимо понимание его политической
позиции. Англии его времени господствующие классы имели две политические партии — вигов и тори. Виги, проведшие «революцию» 1688 г., в наиболее полной степени выражали идею того компромисса между всеми эксплуататорами, при котором правительственная власть принадлежала аристократии, но с тем, чтобы эта власть осуществлялась без малейшего ущерба для интересов буржуазии. Тори были партией недовольных. Социальный состав партии в основном мало отличался от вигов. Вожди тори были людьми той же аристократии, стремившимися завладеть в высшей степени доходным правительственным пирогом. Но у тори был и некоторый принципиальный костяк. Поскольку тори были врагами людей, проведших «славную революцию», к ним тяготели все те элементы господствующих классов, которые были почему-либо недовольны сложившимся порядком. В частности, к тори тяготели провинциальный помещик и основная масса духовенства. Последнее по своей экономической природе было самой экономически отсталой, самой феодальной прослойкой землевладельческого класса, поскольку его доходы в наибольшей степени еще носили характер определенной издавна, полуфеодальной ренты. Вообще говоря, ни провинциальный помещик, ни клерджиман (священник) не были врагами существующего социального строя. Первый энергически участвовал в главном процессе ограбления крестьянской земли, второй покрывал его своим моральным авторитетом. Но некоторую злобу к большим китам первоначального накопления — лордам и денежным людям — они все-таки питали; они любили фрондируя пользоваться полуфеодальными идеями и демагогически разоблачать крупных и мелких хищников новейшего типа. Это делало партию тори более благоприятным приютом и для тех, чья вражда к новым формам эксплуатации была глубже. |
Свифт родился в 1667 году, через семь лет
после контрреволюции, положившей конец режиму, вышедшему
из революции 1640—1649 гг. Он достиг совершеннолетия
в самый год второй английской революции,
прозванной господствующими классами «славной
революцией» и окончательно предопределившей для
Англии торжество капитализма в самом чистом и беспримесном
виде. Зрелая жизнь Свифта совпала, таким
образом, с первым полустолетием (он умер в 1745 г.)
существования первой большой капиталистической
страны в мире1. «Славная революция» 1688 г. недаром
была так окрещена: это была идеальная революция
сточки зрения эксплуататорских классов. Произведенная
сверху руководящими группами новой, уже совершенно
нефеодальной аристократии при поддержке всей буржуазии
и без того, чтобы массы успели прийти в движение,
она не сопровождалась никакими потрясениями
для священной частной собственности и не пошла ни
шагу дальше, чем то было выгодно крупным собственникам.
Она только устранила династию Стюартов, которая,
несмотря на все уроки истории, упорно пыталась
возродить абсолютизм и феодальное католичество и подчинить
интересы английского капитала частным интересам
двора и «идейным» интересам международной
католической реакции, то есть на практике французскому
королю. «Революция» устранила французское
влияние при дворе и влияние отсталых феодальных помещиков
Шотландии и Ирландии. |
Свифт — одна из самых сложных, парадоксальных
и противоречивых фигур мировой литературы.
Любимый детский писатель и в том же любимом детьми
произведении— создатель самой страшной, мрачной и
горькой сатиры на всю «человеческую природу»; церковник,
деятельность которого была в основном определена
сословными интересами духовенства, и автор
гениальных памфлетов величайшей антирелигиозной действенности;
идейный вождь реакционной английской партии и первый возбудитель революционного движения в
Ирландии; прямой учитель буржуазных идеологов
XVIII в. и величайший, вне пролетарской литературы,
ненавистник самого существа буржуазного человечества
— с какой стороны ни подходить, натыкаешься на
противоречия, казалось бы несовместимые. |
Поэзия барокко была забыта надолго, хотя и не сразу.
Драйден до конца дней своих говорил с уважением
о Донне. Поуп подражал его сатирам, приглаживая их
на классический манер, но иногда сам неожиданным
образом приближаясь к интенсивно личной ноте основателя
«метафизической» школы. Но позже, если и
вспоминали «метафизиков», то только доктор Джонсон,
чтобы их осудить. Романтики, которых могло притягивать
к ним разнообразие их фантазии, не могли переварить
их рассудочности и мало сделали для их возрождения.
Это возрождение почти всецело дело XX в.
Несомненно, что нынешний интерес к упадочникам
XVII в. связан с декадентским характером современной
буржуазной литературы. Но это только одна сторона
дела и упрощать тут не следует. Если Донн сейчас
в английских литературных кругах один из самых любимых
поэтов прошлого и влияние его неизмеримо
сильней, чем влияние Мильтона, Байрона или Шелли,
он этим обязан не только перекличке между поэтом
феодальной реакции XVII в. и реакционной буржуазной
интеллигенцией XX в. |
С началом Реставрации английское барокко
быстро ликвидируется. Исторические условия, вызвавшие
его, исчезают. Буржуазия, экономически усиленная
за время диктатуры Кромвеля и вполне удовлетворенная
признанием экономических завоеваний
революции со стороны возвращенной монархии, перестает
быть революционной. Дворянство, принужденное отказаться
от феодальных тенденций, соглашается на свое
превращение в «первых буржуа нации». Устанавливается
новый компромисс между эксплуататорскими классами,
в силу которого аристократии предоставляется
монополия власти, при условии, что она пользуется этой
властью в интересах буржуазии, верхушкой которой
она фактически становится. |
Явления, соответствующие «метафизической
поэзии», имели место и в современной английской прозе.
Проза в XVII в. означает не художественную прозу в
современном смысле этого слова. Большая часть XVII в.
представляет пустое место в истории английского романа.
«Елизаветинский» роман сходит на нет при Якове
I, а новый роман возникает только в 80-х годах
в творчестве Афры Бен. Английские читатели (верней,
читательницы) романов должны были довольствоваться
пышной продукцией французского придворного романа.
Но другие прозаические жанры должны, в исторической
перспективе, быть отнесены к художественной
литературе. Значение этой небеллетристической прозы
огромное, даже ведущее, прежде всего в истории английского
литературного языка, так как именно в ней
в третьей четверти XVII в. произошел тот переворот,
который привел к фиксации современного английского
литературного языка. |
Влияние Донна было господствующим
в английской дворянской лирике в течение всего времени
Карла I и революции, а недворянской лирики, кроме
Мильтона, в эти годы почти не было. Единственным
другим сильным влиянием было влияние Бена Джонсона,
проводника «легкой» античной лирики, горацианской
и анакреонтической. У придворных поэтов — «поэтов-
кавалеров» — оба влияния соединяются. Почти единственный
дворянский поэт, оставшийся совершенно вне
школы Донна — и стиля барокко вообще,— Роберт
Херрик, соединивший античную легкость и изящество
Бена <Джонсона> с фольклорной струей, близкой фольклорному
элементу в песнях Шекспира. Старейшими и самыми верными учениками Донна были лорд Херберт из Чербери (1583—1648)1 и епископ Генри Кинг (1592—1669), в лучших своих вещах усвоившие самую интонацию Донна, особенно его цикла, к которому принадлежат «Экстаз» и «Прощание...». Но личная и страстная нота Донна у этих второстепенных поэтов сильно ослаблена, и донновская совершенная любовь получает у лорда Херберта гораздо более абстрактный, у епископа Кинга гораздо более умеренносемейный характер. Лорд Херберт и Кинг — единственные поэты, усвоившие так или иначе эту центральную и наиболее личную тематику Донна. Остальные «метафизики» развивали два крайних звена его поэзии: одни — чувственную и светскую поэзию его самого раннего периода, другие — религиозную поэзию его последних лет. |
Центральное место в литературе английского
барокко занимает «школа Донна», или «метафизические
поэты». Эту кличку «метафизические» менее
всего следует ассоциировать с метафизическим мышлением,
достигшим своей классической формы в том же
XVII в. Наоборот, «метафизические поэты», как вся
культура барокко, чужды и враждебны метафизическому
рационализму Декарта и Гоббса.
Слово «метафизический» применялось к поэзии уже
в Италии. Тести говорил о concetti metafisici ed id e a li1
Данте и его современников2. Сами последователи Донна
не называли себя этим именем. Оно стало прилагаться
к ним классицистской критикой следующего периода,
в частности Драйденом, в неизменно осудительном
смысле. Историко-литературным термином выражение
«метафизические поэты» сделал доктор Джонсон3, посвятивший
им знаменитую характеристику, о которой
речь будет несколько дальше. Смысл, который классицисты
вкладывали в это название — согласно его греческой
этимологии — можно определить как «трансъестественный
», «стоящий вне рамок природы», «чуждый
подражанию природе». «Он применяет метафизику,—
пишет Драйден о Донне, — не только в сатирах, но и
в любовных стихах, где одна природа должна царствовать.
А Джонсон говорит, что («метафизические поэты»)
не подражали не только природе, но и вообще чему бы
то ни было существующему, вращаясь в мире бесплотных
концептов.<p> |
Культуры английского Ренессанса была последняя
четверть XVI в., время напряженной борьбы с Испанией.
Испания, главный первоначальный захватчик колониальных
богатств, была в то же время и вождем международной
католической реакции. Англия, ничем не
поживившаяся в первое столетие великих открытий,
была в то же время (наряду с Нидерландами) страной,
где буржуазная перестройка общества зашла дальше
всего, и, в отличие от Нидерландов, страной, где была
достигнута особенно большая степень национального
единства и это единство было обеспечено сильным государственным
аппаратом, пользовавшимся поддержкой
широких и наиболее активных слоев имущих классов.
Борьба с Испанией особенно способствовала укреплению
национального единства и подъему национального
чувства. Борьба эта долгое время (до самого времени
«Непобедимой армады») носила чисто «партизанский»,
пиратский характер. Она велась по инициативе частных
лиц и приносила огромные доходы частным лицам. Это
был своеобразный «грабеж награбленного», награбленного
старшими хищниками — испанцами. То, что англичане
грабили преимущественно старших колониальных
грабителей, а не непосредственно колониальные народы
1, «облагораживало» этот грабеж.<p> |
Трагический гуманизм — гуманизм, не только обогащенный
ужасом и состраданием к человеческому
несчастью (чуждыми «высокому» Ренессансу), но осознавший
в наиболее общей форме трагедию человека
в собственническом обществе, безвыходное положение
человека в мире, где «человек человеку волк». «Гамлет»
и «Дон Кихот» в одинаковой мере трагедии невозможности
достойного человеческого действия в волчьем
мире частной собственности, где великий человек может
быть только великим хищником. Шекспир, Сервантес
и Рембрандт не только поднимаются неизмеримо выше
всего, что может носить название барокко, они перед
лицом той истории, которая, по слову Энгельса, начинается
с победы социализма,— величайшее оправдание
художественной деятельности вообще как высшей формы
человеческого сознания, доступной темной классовой
предыстории человечества < ... > |