Главная » Статьи » Литература

Свифт (история)
Свифт родился в 1667 году, через семь лет после контрреволюции, положившей конец режиму, вышедшему из революции 1640—1649 гг. Он достиг совершеннолетия в самый год второй английской революции, прозванной господствующими классами «славной революцией» и окончательно предопределившей для Англии торжество капитализма в самом чистом и беспримесном виде. Зрелая жизнь Свифта совпала, таким образом, с первым полустолетием (он умер в 1745 г.) существования первой большой капиталистической страны в мире1. «Славная революция» 1688 г. недаром была так окрещена: это была идеальная революция сточки зрения эксплуататорских классов. Произведенная сверху руководящими группами новой, уже совершенно нефеодальной аристократии при поддержке всей буржуазии и без того, чтобы массы успели прийти в движение, она не сопровождалась никакими потрясениями для священной частной собственности и не пошла ни шагу дальше, чем то было выгодно крупным собственникам. Она только устранила династию Стюартов, которая, несмотря на все уроки истории, упорно пыталась возродить абсолютизм и феодальное католичество и подчинить интересы английского капитала частным интересам двора и «идейным» интересам международной католической реакции, то есть на практике французскому королю. «Революция» устранила французское влияние при дворе и влияние отсталых феодальных помещиков Шотландии и Ирландии. Она дала свободу буржуазно-крестьянским сектам и полноту власти прямому представителю крупных собственников — парламенту. «Славная революция» открыла собой то последнее, предшествовавшее промышленной революции, столетие первоначального накопления, так незабываемо ярко описанное Марксом («Капитал», том I, глава XXIV), когда все способы, изобретенные для ограбления трудовой мелкособственнической массы, действовали с максимальной энергией и при максимальной поддержке государства. Колониальная система, система национального долга, возглавляемая основанным в 1692 г. Английским банком, новая система налогов, система акционерных обществ, обезземеливание крестьянства, проводившееся в Англии исподволь и юридическими способами, а в Ирландии огнем и мечом,— все это делало век Свифта золотым веком первоначального капиталистического накопления, золотым веком золота.

Маркс показал, что буржуазное общество возникло в результате двух революций, из которых одна освободила непосредственного производителя от феодальных обязательств, а другая «освободила» его от собственности. Одна казалась (и в известной мере была) освобождением всего человечества от средневековой церков- но-крепостнической тюрьмы, другая была огромным насилием, отнявшим средства производства у производителя и передавшим их эксплуататору. В великих буржуазных революциях первая, подлинно революционная, сторона выступает на первое место. Но в «славной революции » 1688 г. революционный момент был сведен к минимуму, и эра, которую открыла эта самая нереволюционная из революций, дала полный простор всем формам второго «революционного» процесса — процесса ограбления трудящихся в пользу новой коалиции эксплуататоров. Это была коалиция двух экономических классов — аристократии, жившей на капиталистическую земельную ренту, и буржуазии. Противоречия между этими двумя классами эксплуататоров в течение целого столетия оставались совершенно несущественными. Аристократия совершенно обуржуазилась, соединив свой традиционный паразитизм с необузданнейшим культом чистогана. Как носительница власти она обеспечивала интересы обоих эксплуататорских классов, и буржуазия в основном без спора принимала ее руководство. Этот характер буржуазно-революционного процесса в Англии XVII в.— максимально буржуазный и минимально революционный — составляет тот фон, на котором сложилось творчество Свифта и который объясняет необычное соединение в нем консерватора и защитника бедняков, церковника и объективно антирелигиозного памфлетиста, лютого врага буржуазных порядков и предшественника буржуазных просветителей Франции.

Основное в Свифте — глубочайшая ненависть к новым буржуазным порядкам и в то же время полная невозможность для него видеть какой бы то ни было просвет в буржуазном аде. Никаких угнетающих феодальных пережитков, борьба с которыми питала революционный оптимизм французских просветителей, Свифт не видел. Будущее могло представляться ему только как дальнейшее развитие все одного и того же. Ненависть к новым эксплуататорам порождала жалость к эксплуатируемым, но эта жалость не уничтожала в нем убеждения, что жертва эксплуатации так же безнадежно развращена, как и ее эксплуататор. Возлагать надежды на массы ему не приходило в голову. Единственным светлым лучом, хотя и очень тусклым, оставались для Свифта сохранившиеся от прошлого моральные правила, которые могли хоть несколько обуздать гнусность современного человека. Жизнь представлялась ему безнадежным и бессмысленным адом. Быть хорошим христианином казалось Свифту данью самоуважению, но никаких иллюзий о загробном счастье он не питал. Таково, в самых общих чертах, было миропонимание Свифта.

Его любопытно сравнить с другим характерным продуктом этой эпохи первой молодости буржуазного общества — «Басней о пчелах» Бернарда Мандевиля. Этот писатель, которого Маркс причислял к самым умным и смелым представителям ранней буржуазной мысли, издал в 1708 г. свою книгу, основной тезис которой гласил, что «пороки отдельных лиц — источник общественного благополучия». Признавая, что человечество насквозь порочно, Мандевиль не делал из этого пессимистических выводов, а с парадоксальным оптимизмом утверждал, что эта порочность стихийно складывается во всеобщее благополучие и прогресс. Парадокс Мандевиля— одно из первых проявлений той пассивной веры в прогресс самотеком, которая столь характерна для буржуазной мысли. Но у него эта пошловатая вера соединена с тем мужественным и циническим реализмом, великим выразителем которого был Макиавелли. Свифт и Мандевиль поставили одинаковый диагноз молодому буржуазному обществу — оно было насквозь порочно. Но они сделали из него диаметрально противоположную оценку. Мандевиль был умный циник из рядов побеждающего класса. Свифт — безнадежный враг победителей.

Категория: Литература | Добавил: Seosasha (28.03.2013)
Просмотров: 584 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0