Трагический гуманизм — гуманизм, не только обогащенный
ужасом и состраданием к человеческому
несчастью (чуждыми «высокому» Ренессансу), но осознавший
в наиболее общей форме трагедию человека
в собственническом обществе, безвыходное положение
человека в мире, где «человек человеку волк». «Гамлет»
и «Дон Кихот» в одинаковой мере трагедии невозможности
достойного человеческого действия в волчьем
мире частной собственности, где великий человек может
быть только великим хищником. Шекспир, Сервантес
и Рембрандт не только поднимаются неизмеримо выше
всего, что может носить название барокко, они перед
лицом той истории, которая, по слову Энгельса, начинается
с победы социализма,— величайшее оправдание
художественной деятельности вообще как высшей формы
человеческого сознания, доступной темной классовой
предыстории человечества < ... >
Помимо этих высших вершин «внебарочное» искусство
первой половины XVII в. и в других отношениях
идет дальше и выше Ренессанса, являя собой более
глубокое знание человеческой природы и более высокую
степень реализма. Реализм этих гениев частью вообще
установил «потолок» искусства феодально-буржуазной
эпохи, частью непосредственно подготовлял его второй
«потолок» — век Гете и Бальзака. Искусство барокко
на такое место претендовать не может. Но барокко выросло
в тех же исторических условиях и корнями своими
переплетается с искусством трагического гуманизма.
Пути того и другого находятся в разных направлениях,
но в начале этих путей следы не всегда определенно
указывают, в какую сторону пойдут те или другие ноги.
В Шекспире есть несомненные черты барокко, и наоборот,
мы находим «шекспировские» черты не только
у таких драматургов, как Уэбстер и Форд, но и у самого
отца английского барокко Донна.
Отойдя в существе своем от гуманизма Ренессанса,
барокко однако не отвергло «языческого» наследия
Ренессанса, как <не> отвергла его и контрреформация.
Все языческие реквизиты Ренессанса в полной мере сохранены
культурой барокко — от цицероновской латыни
и классических ордеров архитектуры до мифологической
эротики. Только функция этих элементов изменилась—
как функция цицероновской латыни у иезуитов
иная, чем у флорентийских гуманистов XV в.
Это сохранение формального наследства Ренессанса
кладет очень резкую грань между барокко и одним из
магистральных течений «эпохи барокко» — воинствующим
протестантизмом, по отношению к которому, по
крайней мере в Англии, барокко приходится выступать
в не совсем свойственной ему роли защитника светской
и художественной культуры Ренессанса.
|